Онлайн заменит офлайн: правда или вымысел?
Онлайн заменит офлайн: правда или вымысел?
Факты, цифры, статистика?
Глобальное исследование показало, что около девяносто процентов отечественных потребителей за последние два-три года пользовались услугами интернет-магазинов.
Рейтинг покупок онлайн
одежда (более 50 %);
косметика (почти 35 %);
электроника (более 30 %);
печатная продукция (более 30 %)
билеты на мероприятия (более 30 %)
гаджеты (30 %)
готовые блюда из общепита (около 30 %)
товары для детей (почти 20 %)
товары для животных (более 10 %)
чистящие средства бытового назначения (9 %).
Тем не менее есть такие виды товаров, которые до сих пор приобретаются только в офлайн, то есть в обычных розничных магазинах (например, продукты питания и алкоголь покупали онлайн только три процента опрошенных).
Также 9% респондентов заказывают товар через Интернет, а забирают в пунктах выдачи.
Офлайн-торговля тоже развивается: регистрируются новые магазины, развиваются крупные сети, вводятся новые способы оплаты, рекламы и продвижения товаров. Росстат ежегодно публикует данные, показывающие постоянный рост сферы розничной торговли. По последним данным самой крупной российской торговой сетью является «Мaгнит».
Офлайн- и онлайн-торговля продолжают идти бок о бок, с каждым годом увеличивая обороты. Все больше компаний расширяют ассортимент услуг и предлагают своим покупателям разные форматы совершения сделок. То есть магазины создают сайты и осуществляют онлайн торговлю параллельно с офлайн.
Факторы повышения онлайн-продаж:
Рост грамотности покупателей. Потребители стали больше времени проводить в Сети, общаться, обсуждать новинки, читать отзывы, пользоваться социальными сетями. Кроме того, подростки становятся новыми участниками розничного рынка.
Экономическая нестабильность РФ. При падении доходов населения, возрастает потребность в покупке более дешевого товара. В интернет-магазинах цены ниже в связи с отсутствием значительной части расходов. Сейчас на пике популярности известные китайские площадки с разнообразными дешевыми товарами.
Нестабильная экономическая ситуация в нашей стране подталкивает некоторых предпринимателей к переходу на онлайн-торговлю. Особенно это актуально для небольшого бизнеса. Открыть интернет-магазин выгоднее, ведь не нужно тратить значительные суммы на заработную плату продавцам, аренду помещения, коммунальные платежи.
Изменение модели поведения потребителя. Сейчас люди не готовы искать нужный товар по всему городу или стоять в очередях с целью приобретения по более низкой стоимости. Комфорт и экономия времени вышли на первый план. Взвешенные и рациональные решения превосходят над спонтанными и эмоциональными покупками.
Интернет может предоставить широкий выбор услуг: большой ассортимент, конкурентоспособные цены, доставка на дом, круглосуточный доступ к заказам, подробное описание продукции и отзывы на на различных площадках.
Технологический прогресс. Благодаря развитию технологий сеть может контролировать потребителя: управлять его поведением и стимулировать на совершение покупок. Различные сервисы способны анализировать каждого конкретного пользователя по его запросам в поисковой строке. Интернет знает о нас все: где мы находимся, наши вкусы, интересы и предпочтения. В результате анализа на экране может появляться ранее запрашиваемая информация и реклама, стимулируя на покупку.
Причины, по которым некоторые потребители не переходят в онлайн-торговлю:
Недоверие к Интернет-сервисам. Одни потребители беспокоятся о защите персональных данных. Другие беспокояться о том, что им придет иной товар, который они планировали, и что в случае необходимости возможен ли возврат. Третьи сталкивались с онлайн-мошенничеством.
Наиболее непривычен такой способ покупки для старшего поколения
Нет возможность увидеть товар вживую и потрогать ее. То есть отсутствие физической доступности. Некоторые покупатели желают видеть, что они приобретают. Чаще это останавливает перед покупкой одежды и обуви. По картинке порой сложно определить качественные характеристики товара.
Психологические причины. Многим потребителям необходим личный контакт с продавцом. Ведь момент покупки - это социальное действие. Они хотят слышать и видеть консультанта и других участников сделки.
Шопинг как вид развлечения. Целевая аудитория - женщины, которые воспринимают покупку, как эмоциональную разрядку. Покупки при этом становятся не просто необходимостью, а хобби и релакса. С онлайн сервиса это не всегда может принести удовлетворение.
Проблемы со связью в отдельно взятых регионах России. В отдаленных уголках страны могут случаться сбои с электричеством и Интернетом, в некоторых местах он может вообще отсутствовать. В такие регионы сложно и невыгодно организовывать доставку.
Срочные и спонтанные покупки. Всегда были и будут существовать необходимые покупки, которые нужно сделать моментально или в ближайшее время. Это, в первую очередь, товары первой необходимости: продукты питания, косметические и гигиенические средства, бытовая химия, а также сантехника, запчасти, одежда и обувь т. д. В данном случае могут выручить магазины формата «у дома» или круглосуточные.
Выводы
Статистика и практика показываю, что онлайн-продажи продолжают активно возрастать и развиваться. Каждый день появляются новые интернет-магазины, расширяется ассортимент товаров действующих, появляются новые услуги, увеличивается скорость процесса, повышается уровень доверия к интернет-торговле со стороны новых потребителей, появляются новые сервисы и технологии.
Но при этом и стационарные магазины остаются актуальными и востребованными. Наблюдается их постоянный рост и развитие. Несмотря на то, что многие магазины стали работать по обеим схемам одновременно, а некоторые компании вовсе полностью уходят онлайн, офлайн магазины будут существовать еще долгое время.
То есть сложившаяся ситуация гласит о том, что покупателям все еще нужен выбор не только в ассортименте товаров, но и в формате совершения покупок. И необходимо, чтобы данный выбор приумножился и расширился в будущем.
Таким образом, на данный момент с уверенностью можно сказать, что онлайн торговля не сможет полностью заменить офлайн-магазины.