Факты, цифры, статистика?
Глобальное исследование показало, что около девяносто процентов отечественных потребителей за последние два-три года пользовались услугами интернет-магазинов.
Рейтинг покупок онлайн
-
одежда (более 50 %);
-
косметика (почти 35 %);
-
электроника (более 30 %);
-
печатная продукция (более 30 %)
-
билеты на мероприятия (более 30 %)
-
гаджеты (30 %)
-
готовые блюда из общепита (около 30 %)
-
товары для детей (почти 20 %)
-
товары для животных (более 10 %)
-
чистящие средства бытового назначения (9 %).
Тем не менее есть такие виды товаров, которые до сих пор приобретаются только в офлайн, то есть в обычных розничных магазинах (например, продукты питания и алкоголь покупали онлайн только три процента опрошенных).
Также 9% респондентов заказывают товар через Интернет, а забирают в пунктах выдачи.
Офлайн-торговля тоже развивается: регистрируются новые магазины, развиваются крупные сети, вводятся новые способы оплаты, рекламы и продвижения товаров. Росстат ежегодно публикует данные, показывающие постоянный рост сферы розничной торговли. По последним данным самой крупной российской торговой сетью является «Мaгнит».
Офлайн- и онлайн-торговля продолжают идти бок о бок, с каждым годом увеличивая обороты. Все больше компаний расширяют ассортимент услуг и предлагают своим покупателям разные форматы совершения сделок. То есть магазины создают сайты и осуществляют онлайн торговлю параллельно с офлайн.
Факторы повышения онлайн-продаж:
-
Рост грамотности покупателей. Потребители стали больше времени проводить в Сети, общаться, обсуждать новинки, читать отзывы, пользоваться социальными сетями. Кроме того, подростки становятся новыми участниками розничного рынка.
-
Экономическая нестабильность РФ. При падении доходов населения, возрастает потребность в покупке более дешевого товара. В интернет-магазинах цены ниже в связи с отсутствием значительной части расходов. Сейчас на пике популярности известные китайские площадки с разнообразными дешевыми товарами.
Нестабильная экономическая ситуация в нашей стране подталкивает некоторых предпринимателей к переходу на онлайн-торговлю. Особенно это актуально для небольшого бизнеса. Открыть интернет-магазин выгоднее, ведь не нужно тратить значительные суммы на заработную плату продавцам, аренду помещения, коммунальные платежи.
-
Изменение модели поведения потребителя. Сейчас люди не готовы искать нужный товар по всему городу или стоять в очередях с целью приобретения по более низкой стоимости. Комфорт и экономия времени вышли на первый план. Взвешенные и рациональные решения превосходят над спонтанными и эмоциональными покупками.
-
Интернет может предоставить широкий выбор услуг: большой ассортимент, конкурентоспособные цены, доставка на дом, круглосуточный доступ к заказам, подробное описание продукции и отзывы на на различных площадках.
-
Технологический прогресс. Благодаря развитию технологий сеть может контролировать потребителя: управлять его поведением и стимулировать на совершение покупок. Различные сервисы способны анализировать каждого конкретного пользователя по его запросам в поисковой строке. Интернет знает о нас все: где мы находимся, наши вкусы, интересы и предпочтения. В результате анализа на экране может появляться ранее запрашиваемая информация и реклама, стимулируя на покупку.
Причины, по которым некоторые потребители не переходят в онлайн-торговлю:
-
Недоверие к Интернет-сервисам. Одни потребители беспокоятся о защите персональных данных. Другие беспокояться о том, что им придет иной товар, который они планировали, и что в случае необходимости возможен ли возврат. Третьи сталкивались с онлайн-мошенничеством.
Наиболее непривычен такой способ покупки для старшего поколения
-
Нет возможность увидеть товар вживую и потрогать ее. То есть отсутствие физической доступности. Некоторые покупатели желают видеть, что они приобретают. Чаще это останавливает перед покупкой одежды и обуви. По картинке порой сложно определить качественные характеристики товара.
-
Психологические причины. Многим потребителям необходим личный контакт с продавцом. Ведь момент покупки - это социальное действие. Они хотят слышать и видеть консультанта и других участников сделки.
-
Шопинг как вид развлечения. Целевая аудитория - женщины, которые воспринимают покупку, как эмоциональную разрядку. Покупки при этом становятся не просто необходимостью, а хобби и релакса. С онлайн сервиса это не всегда может принести удовлетворение.
-
Проблемы со связью в отдельно взятых регионах России. В отдаленных уголках страны могут случаться сбои с электричеством и Интернетом, в некоторых местах он может вообще отсутствовать. В такие регионы сложно и невыгодно организовывать доставку.
-
Срочные и спонтанные покупки. Всегда были и будут существовать необходимые покупки, которые нужно сделать моментально или в ближайшее время. Это, в первую очередь, товары первой необходимости: продукты питания, косметические и гигиенические средства, бытовая химия, а также сантехника, запчасти, одежда и обувь т. д. В данном случае могут выручить магазины формата «у дома» или круглосуточные.
Выводы
Статистика и практика показываю, что онлайн-продажи продолжают активно возрастать и развиваться. Каждый день появляются новые интернет-магазины, расширяется ассортимент товаров действующих, появляются новые услуги, увеличивается скорость процесса, повышается уровень доверия к интернет-торговле со стороны новых потребителей, появляются новые сервисы и технологии.
Но при этом и стационарные магазины остаются актуальными и востребованными. Наблюдается их постоянный рост и развитие. Несмотря на то, что многие магазины стали работать по обеим схемам одновременно, а некоторые компании вовсе полностью уходят онлайн, офлайн магазины будут существовать еще долгое время.
То есть сложившаяся ситуация гласит о том, что покупателям все еще нужен выбор не только в ассортименте товаров, но и в формате совершения покупок. И необходимо, чтобы данный выбор приумножился и расширился в будущем.
Таким образом, на данный момент с уверенностью можно сказать, что онлайн торговля не сможет полностью заменить офлайн-магазины.