С чего начать
Как и любой бизнес, открытие цветочного магазина следует начинать с составления бизнес-плана. Естественно, что в нем, прежде всего, должна быть продумана финансовая составляющая и предстоящие расходы. Для этого просчитывается количество товара для реализации, чтобы определиться с возможной прибылью, на какой примерно уровень она может выйти. На чем можно сократить расходы, и каким образом будет достигаться увеличение продажи цветов.
Выберите удобный для вас вид предпринимательской деятельности: индивидуальный предприниматель или создадите ООО (общество с ограниченной ответственностью). Юридическим оформлением можно заняться самому или доверить подготовку всех необходимых документов профессионалам. Желательно поручить организации, специализирующейся на подготовке подобной документации. В деньгах на этом много не сэкономить.
После составления бизнес-плана и регистрации приступайте к поиску помещения и поставщиков.
Поиск помещения
Для небольшого цветочного магазина вполне достаточно арендовать помещение площадью 18-30 м.
При выборе помещения необходимо представлять район, где вы собираетесь организовать цветочный бизнес с учетом всех его особенностей, которые будут влиять на торговлю. Желательно, чтобы ваш цветочный салон был расположен рядом с каким-либо бизнес-центром. Хорошо если их будет несколько. Ведь корпоративные клиенты способны делать дорогие заказы для большого числа сотрудников. Это избавит вас от головной боли, кому перед праздниками сбыть товар. Несколько таких заказов дадут прибыль такую же, сколько выручаете за месяц.
К тому же, близость бизнес-центров предполагает большое прохождение потенциальных клиентов. Если ваши цветы и композиции из них подходят для компании, то вполне вероятно, что люди воспользуются предоставленной вами возможностью приобрести понравившийся букет для своих родственников и знакомых.
Однако здесь есть свой нюанс. Аренда помещения возле бизнес-центра обойдется намного дороже аренды в спальном районе. Да и припарковаться будет проблематично. Но, все же, плюсы от такого расположения перевесят все расходы и неудобства.
При открытии торговой точки в спальном районе значительно экономится на аренде. Но, и это не все преимущества. Если магазин будет находиться в большом жилом массиве, то расширяется круг постоянных клиентов, которые проживают в данном районе. В данном случае на выбор помещения должны влиять близость крупных магазинов, учебных заведений, торговых и развлекательных центров. Не помешает провести анализ того, как люди в различное время идут на работу, на отдых, где прогуливаются. В этом вам может помочь торговая карта. Потрудитесь над ней. Она всегда вам будет в помощь, даже если магазин уже открыт.
Еще один немаловажный момент, на который следует обратить внимание - легко ли люди смогут находить ваш магазин. Согласитесь, что нахождение цветочного салона во дворе негативно скажется на потоке покупателей. Конечно, постоянные клиенты будут наведываться, а вот большого притока новых посетителей ожидать не приходится. Здесь придется потратиться на красочно оформленную наружную рекламу.
Не обойтись перед открытием и без ремонта. Вряд ли вы найдете готовое и приспособленное для торговли цветами помещение. Кроме того, следует хорошо продумать стиль и дизайн интерьера внутри магазина. Если у вас нет своей осмысленной идеи, просмотрите журналы на данную тематику, благо их выходит огромное количество. Можно обратиться к специализированной фирме, но это уже существенные затраты.
Выбор поставщиков
В настоящее время поставщики могут предложить довольно широкий ассортимент цветов и растений. Разнообразие цветов впечатляет. Если ранее о них можно было узнать только из книжек или рассказов по телевидению, то сейчас их свободно приобретете в магазине. Естественно, что из поставщиков нужно выбирать тех, условия которых вам будут больше всего подходить. Для начала свяжитесь с теми, кто предложит закупать товар небольшими партиями и как можно чаще. Это позволит вам, на первых порах, отказаться от приобретения дорогого холодильного оборудования, а также сориентироваться какие цветы имеют большой спрос, а от каких следует отказаться.
Необходимое оборудование
Если вначале без холодильного оборудования можно обойтись за счет небольших партий, то в дальнейшем, при увеличении продаж, холодильник окажет вам неоценимую услугу. Ведь цветы необходимо где-то хранить. А для такого хрупкого и нежного товара требуется поддержание определенного температурного режима. К тому же, для отдельных сортов цветов необходима своя индивидуальная температура. При составлении бизнес-плана эти расходы также должны быть заложены в общую смету.
Уделите особое внимание оборудованию торгового места и расстановке цветов. Здесь требуется умение. Ведь можно так расположить цветы, что зрительно их может казаться много. Ассортимент цветов должен быть таким, чтобы в торговом помещении казался эффект объема. В этом также могут помочь стеллажи и разнообразные емкости для цветов.
Для более эффективной работы, учета и ведения документации желательно приобрести компьютер. Не лишними будут факс, сканер и ксерокс. Здесь можно воспользоваться и домашней техникой.
Подбор персонала
Оптимальным вариантом будет пригласить на работу четырех сотрудников. Работу определить посменную. Это продиктовано тем, что двум флористам в смене легче и быстрее обслуживать покупателей, а значит и заказов будет сделано больше. Можно начать и с двух. Однако это представляет некоторые неудобства для продавцов, да и на работе магазина скажется отрицательно. Ведь в такой ситуации человеку невозможно отлучиться в течение всей смены. Поэтому четыре работника – самый идеальный вариант.
Если возможности не позволяют на первых порах принять необходимое количество сотрудников, то, как выход из ситуации - помощник флориста. Ему не потребуется полная оплата, так как ему не обязательно находиться постоянно на работе в течение дня. Эту работу с успехом могут выполнять, к примеру, студенты. Помощник подменит основного работника на время его отсутствия, а также в выходные дни.
Работа над ассортиментом
При составлении ассортимента необходимо проанализировать состояние продаж в вашем городе или районе, изучить своих возможных конкурентов и их ассортимент. Обратите внимание, какие цветы и в какое время пользуются наибольшим спросом. Не бойтесь экспериментировать и привносить что-то новое и оригинальное. Нужно всегда предвосхищать ожидания покупателей, иметь возможность предложить больше, чем другие магазины.
Однако даже самый кропотливый анализ не всегда поможет определить потребность в цветах в данный момент. Это можно только предполагать. Кроме того, у каждого цветка свой срок жизни и стоять он будет только отведенное ему природой время. Поэтому желательно торговлю, в первое время, начинать с тех цветов, которые могут долго храниться. Это, одновременно, решит проблему наполняемости магазина. Для посетителей будет создаваться впечатление широкого выбора и изобилия.
К примеру, несколько месяцев простоят фаленопсисы, дендробиум и цимбидиум. Не потеряет своей свежести целую неделю антириум. Очень долго простоят орхидеи. Выгодно иметь цветы в кашпо – их можно срезать, а можно продать вместе. В ассортименте в обязательном порядке должны присутствовать розы и герберы, а также хризантемы. Последние всегда хорошо расходятся. Люди любят покупать их домой и в подарок. Поэтому не прогадаете, если будете закупать их в больших объемах.
Однако широкий ассортимент должен впечатлять не только изобилием сортов, но и цветовой палитрой. В магазине всегда должны быть в продаже белые цветы – белые хризантемы и розы, орхидеи и герберы. Несколько сложнее с этим весной.